Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы.
Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания:
природных факторов,
гигиенических мероприятий,
физических упражнений.
Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр.
Игры с элементами спортивных игр подбираются с учетом:
возраста,
состояния здоровья,
индивидуальной склонности,
интересов ребенка.
В работе с дошкольниками используются такие спортивные игры, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча и т. д. Именно такой характер имеют спортивные игры - бадминтон, городки, баскетбол, футбол, хоккей.
В данной категории игр используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. Дошкольники ещё не умеют выполнять цепочки технических приёмов или тактических комбинаций спортивной игры, им доступны лишь начальные, элементарные приемы или отдельные простые комбинации. На основе этого, разученные элементы, могут быть включены в игры, которые проводятся по упрощенным правилам.
Обучение играм с элементами спортивных игр обеспечивает детям разные права в овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора, предоставляет возможности для проявления личных интересов и способностей.
Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сен-сомоторный опыт, развивается творчество.
Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентации в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.
Для игр с элементами спорта характерно:
определенная специфика,
точность двигательных действий,
определенный состав участников,
распределение функций,
четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря).
Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является фактором совершенствования организации движений
Естественно, чтоб достичь этих результатов необходимо активизация и систематизация процесса обучения играм с элементами спорта в дошкольных учреждениях.
Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый), рассмотреть иллюстрации. Цель их – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.
Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению. При этом следует помнить о строгом контроле за самочувствием детей и учитывать противопоказания при использовании отдельных видов движений. А также спортивные игры следует подбирать и проводить, исходя из научно обоснованных рекомендаций.
Заключительным этапом является организация с воспитанниками игр с элементами спортивных игр.
Этапы подготовки в проведении спортивных игр:
Выбор игры.
Подготовка места для игры.
Подготовка инвентаря.
Разметка площадки.
Расстановка играющих.
Объяснение правил и хода игры.
Распределение по командам.
Судейство.
Дозировка нагрузки.
Окончание игры.
Подведение итогов.
Правила подбора и организации спортивных игр
Соответствие спортивных игр и упражнений возрастным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям дошкольников.
Использование в режиме дня различных спортивных игр и упражнений в комплексе. В комплекс включают упражнения, разные по двигательному содержанию, уровню усвоения и технической сложности.
Организация спортивных игр проводится на физкультурных занятиях преимущественно на свежем воздухе.
Учет сезонных и погодных условий.
Организация спортивных игр в разные периоды дня в режиме работы учреждения:
утром нецелесообразно использовать спортивные игры, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии;
на первой прогулке можно использовать спортивные игры с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой, но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности.
организация спортивных объединений по интересам во вторую половину дня.
Решающая роль в руководстве спортивными играми принадлежит педагогу.
В играх необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности.
Использование спортивных игр в повседневной воспитательно-образовательной работе (развлечения, занятия, беседы, индивидуальная работа, экскурсии и т.д.)
В начале обучения определенному виду спорта, когда у детей совсем ещё нет необходимых умений, длительность процесса должна быть ограниченной.
Помимо овладения элементами спортивных игр дети должны знать их основные правила, название частей используемого спортивного инвентаря, уметь ухаживать за ним.
Качество организации и проведения спортивных игр - от выбора до её окончания - зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.
Одна из главных задач руководителя – суметь войти в детский коллектив, найти ключ к сердцу каждого ребенка, вжиться в сферу игровых действий. Иногда он может и сам вступать в игру. Это важно в тех случаях, когда необходимо наладить контакт или показать образец умения играть. Такое участие вызывает доверие к педагогу, который может войти в детский мир игры, оставаясь справедливым и авторитетным судьей.
Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ
ЭЛЕМЕНТАМ СПОРТИВНЫХ ИГР
БАСКЕТБОЛ 🏀
С мячом диаметром 60-70 см дети играют с 3-4 лет, но в мини-баскетбол их можно обучать игре с 5-6 лет.
Эти игры организуются на спортивной площадке размером 18 на 12 м., диаметр центрального круга для спорных бросков – 3 м, линия штрафного броска на расстоянии 3,6 м от щита, высота щита 2,6 м, нижний край щита на высоте 2,35 м от поверхности земли, размер щита 1,2 на 0,9 м, прямоугольник на щите размером 45 на 59 см, внутренний диаметр кольца 45 см, длина сетки 40 см, вес мяча 450-500 г, окружность – 60-73 см. Корзины надо использовать со щитом, длина которых 120 см., высота 90 см. Корзины подвешиваются не ниже 180 см., не выше 200 см. над уровнем площадки.
Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для одного из них характерны движения, выполняемы без мяча и с мячом в руках без передачи его партнеру: стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения. Второй вид действий более специфичный для баскетбола: ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину.
Обучение игре в мини-баскетбол следует начинать с подготовительных упражнений, которые педагог организует по подгруппам или фронтально, последовательно отрабатывая их по предлагаемой схеме. Переходить от одного упражнения к следующему рекомендуется только после того, как оно освоено большинством детей группы.
Подготовительные упражнения:
1. обучать детей правильно держать мяч, обхватив его с боков двумя ладонями;
2. передавать мяч друг другу (от груди двумя руками, от плеча одной рукой в сочетании с движением);
3. ловить мяч, летящий на разной высоте – на уровне груди, над головой, сбоку, внизу у пола, с разных сторон;
4. обучить бросать мяч в корзину двумя руками, используя способ от груди и от плеча;
5. обучить таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки,
6. обучать ведению мяча ударами об пол одной рукой, используя разные варианты:
передавая мяч из одной руки в другую,
передвигаясь в разных направлениях,
двигаясь с остановками,
ведение мяча по прямой с изменением направления, при противодействии другого игрока,
Важно научить ребенка при ведении мяча:
кисть находится свободно на мяче сверху и от себя,
пальцы свободно расставлены,
рука согнута,
мяч должен направляться вниз так, чтобы ударялся несколько сбоку от играющего и тот не мог подбить его ногой,
на 2 шага приходится примерно один удар мячом.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ДЕЙСТВИЙ С МЯЧОМ У ДЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ
Формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения.
Цель: вызвать интерес к игре.
беседы, экскурсии, знакомство с правилами игры
разнообразные действия с мячом
свободная игровая деятельность с мячом
Формирование технических приемов игры.
Цель: обеспечить качество выполнения основных движений спортивной игры.
упражнения в основной стойке, в держании мяча, в передвижении по площадке
упражнения в ловле мяча (в статическом и динамическом положении)
упражнения в передаче мяча (в статическом и динамическом положении)
упражнения в ведении мяча
упражнения в передаче мяча и броске его в корзину (с места или с фиксацией остановки после ловли)
Организация игр с элементами баскетбола.
Цель: содействовать дальнейшему развитию спортивных игр
простые подвижные игры с элементами баскетбола
более сложные подвижные игры, более близкие к баскетболу
баскетбол по упрощенным правилам
Примерные упражнения, подготавливающие к обучению техники передачи –
ловли мяча.
1. Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.
2. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.
3. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом, одной и двумя руками.
4. Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.
5. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.
6. Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.
7. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.
8. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.
9. Передача мяча в шеренге и по кругу.
10. Передача мяча двумя и одной рукой друг другу в паре.
Упражнения, подготавливающие к ведению мяча.
1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.
2. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.
3. Ведение мяча на месте правой и левой рукой.
4. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.
5. Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками
6. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.
7. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).
8. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
9. Ведение мяча вокруг себя.
10. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.
Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину
1. Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка
2. Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.
3. Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит
4. Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу
5. Бросок мяча в корзину после ведения с фиксацией остановки.
1.Подвижная игра с мячом. «Играй, играй мяч не теряй».
Описание игры. Все дети располагаются на площадке и каждый играет с мячом по своему усмотрению. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется.
2. Подвижная игра с передачей, ловлей мяча. «10 передач».
Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.
3.Подвижная игра по обучению ведению мяча. «Ловец с мячом».
Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, то тот кого он задел становится водящим, а водящий игроком.
4. Подвижная игра с бросками мяча в корзину. «Пять бросков».
Описание игры. Дети располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины. По сигналу воспитателя все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.
5.Подвижная игра с ловлей, передачей и ведением мяча «Мяч капитану».
Описание игры. Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, нарисованный в конце чужой площадке. Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану.
ФУТБОЛ ⚽
Для игры необходима площадка 30 на 15 м и футбольный мяч. Через центр площадки поперек её проводится линия. На торцевых сторонах стойками обозначаются ворота шириной 3-4 м. края площадки могут быть обозначены флажками: четырьмя угловыми и двумя средними.
В игре участвуют 2 команды по 5-7 игроков, включая вратаря. Один из игроков капитан. Капитаны бросают жребий, в результате один выбирает ворота, другой производит первый удар по мячу от центра поля в сторону команды противника. Игра длится 2 тайма по 15 минут.
Правила детской игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются трудные и недоступные детям требования, например одиннадцатиметровый, угловой удары и другие правила большого футбола. Кроме того, педагог может сам оговаривать некоторые правила: например, играть с вратарем или без него и т.д.
Основные приемы техники игры: перемещения, удары по мячу, примы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря.
Важно научить ребенка в игре:
мяч надо вести дальней от соперника ногой
при быстром беге удобней вести мяч внешней частью подъема, а при медленном - любым способом
если навстречу бежит соперник, мяч следует вести внутренней частью подъема
ведение мяча выполнять как правой, так и левой ногой
Этапы работы по формированию у дошкольников навыков игры в футбол.
Формирование определенных умений обращаться с мячом и производить в соответствии с ними движения.
Цель: вызвать интерес к игре.
беседы, экскурсии, знакомство с правилами игры
разнообразные действия с мячом
Формирование технических приемов игры
Цель: обеспечить качество выполнения основных движений спортивной игры.
упражнения в ударе по неподвижному мячу и после его остановки
упражнения в предельном быстром беге с места, ускорении, беге приставными шагами
упражнения в ударе по мячу, движущемуся навстречу
упражнения в ударе при движении
упражнения в передаче и приеме мяча (с места или в движении)
упражнения в ведении мяча по прямой на бегу с продвижением спиной вперед
упражнения в ведении мяча по дугам, зигзагами, с обводкой стоек
упражнения в ведении мяча при сопротивлении противника
упражнения в отборе мяча у соперника
Организация игр с элементами футбола
Цель: содействовать дальнейшему развитию спортивных игр
простые подвижные игры с элементами футбола
более сложные подвижные игры, более близкие к футболу
футбол по упрощенным правилам
Подготовительные упражнения:
1.Подпрыгивая на одной ноге, подошвой другой катать мяч вперед, назад, в стороны.
2.То же с поворотами в стороны и кругом.
3.Подбивание мяча подъемом ноги.
4.Сбивание кегли мячом с расстояния 2-3 м удобным способом.
5. Прокатывание мяча друг другу между предметами.
6.Прокатывание мяча ударом ноги под планкой, установленной на высоте 40-50 см.
7.Перебрасывание мяча через планку с подбиванием его подъемом ноги.
8.Ведение мяча бегом в прямом направлении.
9.Ведение мяча змейкой.
10.Передача мяча друг другу ударом ноги.
11. Удары ногой по подвешенному мячу.
12. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с одного, двух, трех шагов
13. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.
14. Одни ребенок катит мяч, другой сбоку ударяет по нему ногой.
15. Бросок мяча в стенку и прием откосившегося мяча под подошву
16. Удар мяча ногой в стенку и его прием.
17. Бросать мяч руками вверх и принимать его на подошву.
18. Один ребенок катит мяч руками, другой останавливает его ногой.
19. Один ребенок посылает мяч ногой, другой останавливает (тоже ногой).
20. Вести мяч правой и левой ногой по прямой.
21. Вести мяч толкая его поочередно то правой, то левой ногой по прямой.
22. Вести мяч ломаными линиями, толчками одной и поочередно то правой, то левой ногой.
23. Вести мяч вокруг стоек
24. Вести мяч вокруг стоек и ударять по воротам.
25. Вести мяч меняя темп передвижения.
26. Вести мяч с ускорением и ударять по воротам.
27. Бросать мяч из-за головы двумя руками.
28. Бросать мяч по цели на точность попадания.
29. Один ребенок бросает мяч, другой принимает его.
30. Одни ребенок ведет мяч ногой, другой улавливает момент и вступает в борьбу за мяч.
1.Пождвижная игра сведением мяча
Описание игры: Дети делятся по двое. У одного из них - мяч. Он ведет мяч ногой по прямой, а другой бежит рядом без мяча меняя темп бега. Ведущий мяч должен не отставать от партнера. Через несколько минут дети меняются ролями.
2. Подвижная игра с элементом задержки мяча
Описание игры: Дети становятся в круг - это нападающие, внутри круга - защитник. Нападающие быстро передают ногой друг другу мяч так, чтобы он катился по земле, а защитник старается задержать его. Если ему это удается сделать, то он меняется местами с тем нападающим, который отбивал мяч последним.
3.Подвижная игра с элементами игры вратаря
Описание игры: Несколько играющих детей (4 - 6) становятся на линию, отмеченную в 5 м от ворот, - это нападающие. Двое детей (3) - защитники, они располагаются между линией и воротами. Нападающие по очереди забивают в ворота три мяча. Защитники стараются поймать мячи. Выигрывает тот ребенок, который больше забивает мячей в ворота.
4. Подвижная игра со сменой сторон
Описание игры: В игре одновременно участвуют дне команды, в составе 7 - 10 игроков. На площадке в 15 - 20м друг от друга обозначаются две параллельные черты. Каждая команда располагается за своей линией. Все дети имеют по мячу. По сигналу игроки начинают вести мячи к линии соперников. Как только мяч пересечет линию, игрок берет его в руки и поднимает вверх.
5.Подвижная игра с элементом выброса мяча
На площадке обозначается линия удара, а далее - коридор шириной 10м. Играющие поочередно совершают по 3 удара левой и правой ногой, стремясь послать мяч как можно дальше. Попытка засчитывается, если мяч приземлится в пределах коридора. Побеждает ребенок, пославший мяч дальше других (берется результат одной попытки)
БАДМИНТОН 🏸
Игра проводится на площадке размером от 3,5 на 8 до 5 на 10 метров. Посередине на высоте 130 см натягивается сетка (или шнур). Играющие попеременно отбивают волан через сетку. Если попадавший допустил ошибку (дал упасть волану на свою площадку, отбил его за пределы площадки партнера или в сетку, ударил ободом ракетки), то подача переходит к другому игроку. Если ошибся защищающийся, то попадавшему засчитывается очко. Игра продолжается до 5,7 или 10 очков.
Игра может состоять и из нескольких партий. Играют один на один, два на два или с большим составом команд, но каждому игроку очерчивают зону, за которую он не должен выходить, чтобы не мешать другим.
Рекомендуется проводить игру в безветренную погоду на ровной площадке. Двое детей становятся на расстоянии 4,5 м друг от друга. В бадминтон играть можно через сетку или веревку или без них.
Очень важно идти от простого к сложному. Это прописная истина, но почему-то в бадминтоне о ней нередко забывают.
Начинать обучение надо с простых и эффективных движений, которые будут получаться у начинающего игрока. При обучении бадминтону на занятиях предпочтение следует отдавать одиночным играм, так как в парных играх больше вероятность столкновений и ударов друг друга ракеткой или ракеткой о ракетку, из-за чего они быстро ломаются. В отличие от спортивных секций и школ, на занятиях занимаются разные дети, в том числе и со слабо развитой координацией
Предварительная работа с детьми по следующим показателям:
выработать соответствующую осанку
сформировать физические качества: силу удара, быстроту реакции и т.д.
выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки
сформировать у ребенка умение играть в мяч
разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска
подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил
отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана)
Этапы работы по формированию у дошкольников навыков игры в бадминтон.
Формирование определенных умений обращаться с ракеткой и воланом и производить в соответствии с ними движения.
Цель: вызвать интерес к игре.
беседы, экскурсии, знакомство с правилами игры
разнообразные действия с воланом и ракеткой
манипуляции с ракеткой и жонглирование воланом
Ознакомление с воланом.
Дошкольника знакомят с качествами волана: его весом, размером, учат определять скорость волана после удара, зависимость быстроты полёта от силы удара. Для этого проводятся упражнения и игры с воланом, а также с ракеткой и воланом.
Как держать ракетку. Ракетку держат правой рукой (или той, которой удобнее) четырьмя пальцами снизу, а большим пальцем сверху, точно так же, как молоток за конец ручки.
Стойка и перемещение. Дошкольник располагается лицом к сетке, ноги немного согнуты. Вес тела распределён равномерно на передней части стопы. Плечевой пояс слегка смещён вперёд. Ракетка в согнутой в локте руке расположена на уровне бедра. Игрок перемещается по площадке беговым или мелкими приставными шагами. Основные требования к перемещению - быстрота, лёгкость, своевременность.
Подача. При подаче волана нужно встать в центр поля левым боком к сетке, левую ногу ставить вперёд, вес тела переносить на правую ногу. Волан держать левой рукой за перья. Рука с ракеткой согнута в локтевом суставе и отведена назад-вверх. Игрок ударяет в колпачок волана сеткой. После подачи дошкольник поворачивает туловище к сетке, одновременно перенося тяжесть тела с правой ноги на левую.
Удары. В бадминтоне удары выполняются разнообразными способами. Их принято делить на удары справа и удары слева. При ударах справа к волану обращена ладонная поверхность кисти при ударах слева - тыльная. Удары справа и удары слева выполняются сверху и снизу.
Формирование технических приемов игры
Цель: обеспечить качество выполнения основных движений спортивной игры.
упражнения в отбивании подвешенного волана на веревочке
упражнения в подбрасывании и ловле волана вверх
упражнения в отбивании волана ракеткой, жонглирование
упражнения в перебрасывании волана друг другу на месте
упражнение в игре без сетки сначала с воспитателем
упражнения в перебрасывании волана друг другу во время ходьбы и бега
упражнения в перебрасывании волана через сетку
Организация игр с элементами бадминтона
Цель: содействовать дальнейшему развитию спортивных игр
простые подвижные игры с элементами бадминтона
бадминтон по упрощенным правилам
Подготовительные упражнения:
1.Обучение детей способу правильно держать ракетку
2.Подбрасывание волана
3.Жонглирование воланом
4.Техника удара ракеткой справа, слева, над головой
5.Подача волана
6.Игра вдвоем
Ступени освоения техники:
Правильная имитация упражнения
Попадание по наброшенному волану при соблюдении техники. Особенно – ударной стороны ракетки
Отбивание волана в направлении партнера
Точное отбивание партнеру (в руки, под правую или левую сторону для удара)
Отбивание с подачи (партнер набрасывает волан подачей)
Отбивание с других приемов игры
Применение в играх
При обучении следует придерживаться принципа, указывающего на последовательность: «ПРАВИЛЬНО, ТОЧНО, СИЛЬНО».
1. Подвижная игра с элементом отбивания
Описание игры. Двое детей становятся друга против друга на расстоянии 3-4 метра. У одного из них ракетка (он отбивает), а у другого - волан (бросает рукой волан).
2. Подвижная игра с элементом подачи
Описание игры: Ребенок становится напротив баскетбольного щита на расстоянии 5-6 метров. Ударом ракетки необходимо попасть в щит или в кольцо. Играть могут несколько человек, выполняя задание по очереди.
ПРИМЕЧАНИЕ!!!! Периодически рекомендуют давать ребёнку выполнять упражнения левой рукой (если ребёнок «левша» - правой рукой), чтобы обе руки развивались равномерно. Рекомендуется проводить игру в безветренную погоду на ровной площадке.
ГОРОДКИ
Эта игра старинная русская игра развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45—50 см, весом 400—450 г, городки высотой 10—12 см.
Система и правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. На земле чертят «город» — квадрат, каждая сторона которого равна 1 м. На расстоянии 3—4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2—2,5 м от города — полукон. Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и полукона увеличиваются на расстояние 5—6 и 2—3 м.
Дети старшей группы учатся выбивать городки с полукона и с кона. В подготовительной группе дети должны уметь выбивать 4—5 фигур. Чтобы не было длительного ожидания в игре, в каждую группу включают по 3 ребенка. При определении выигрыша учитываются правильность техники выполнения броска, сила удара и т. д. Роль судьи сначала выполняет педагог, а в дальнейшем дети.
Порядок построения фигур постепенно усложняется.
«Забор» — все городки ставят вдоль передней линии на расстоянии 5 см друг от друга.
«Бочка» — все городки ставятся вместе (один — в середине, остальные — вокруг него)
«Ворота» — две пары городков ставят на расстоянии, равном длине городка, последний, пятый, кладется на них сверху, как перекладина.
«Колодец» — один городок ставится, два кладутся впереди (на черте) и сзади, два других — по сторонам сверху первых.
«Письмо» — один городок ставят в центре квадрата, остальные — по углам и др»
Важно научить ребенка в игре:
выработать подвижность руки
правильно бросать биту двумя способами (первый делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой — прямой рукой, отведенной в сторону — назад)
при игре принимается во внимание правильность позы
Этапы работы по формированию у дошкольников навыков игры в городки.
Формирование определенных умений обращаться с битой и производить с ней движения.
Цель: вызвать интерес к игре.
беседы, знакомство с правилами игры
разнообразные действия с битой и городками
Формирование технических приемов игры
Цель: обеспечить качество выполнения основных движений спортивной игры.
упражнения в постановке правильной позы и замаха
упражнения в бросании биты двумя способами
упражнения в прицеливании и броске биты
Организация игр с элементами городков
Цель: содействовать дальнейшему развитию спортивных игр
Подвижные игры с элементами городков
городки по упрощенным правилам
1. Подвижная игра с элементом бросания и попадания. «Попади в цель».
Описание игры. Участвует 2 команды. На расстоянии 5-6 метров от игроков находится обруч, в который необходимо попасть битой. Каждый участник по очереди делает броски. Выигрывает та команда, которая забросила больше бит в обруч.
Игровые упражнения и игры в городки
Сбивание снизу городка мячом.
Постановка городка вертикально и сбивание его путем прокатывания биты (мяча) двумя руками с расстояния 0,5—1,5 м.
Метание биты правой и левой рукой снизу вдаль и в цель.
Метание биты в городок, стоящий вертикально, правой и левой рукой снизу.
Сбивание городка битой с увеличением расстояния до 3 м. Техника метания биты.
Соревнования по выбиванию городка битой из квадрата с расстояния 3 м
Выполнение построек из городков по схеме, начиная с простых сооружений, с постепенным увеличением количества деталей.
Соревнование по постройкам фигур из городков по схеме. Выигрывает тот, кто построит большее количество фигур самостоятельно.
Соревнование по сбиванию городошных фигур битой с разного расстояния.
Знакомство с коном и полуконом, с правилами игры в городки и техники безопасности.
Игра в городки: на кон игрок отходит после выбивания из квадрата всех городков с полукона, соблюдая технику метания биты (для детей 5—7 лет). Примечание. Дети младшего дошкольного возраста играют с пластмассовыми битами и городками; при групповой игре или игровом упражнении метание битой и бег за городками выполнять по сигналу с целью обеспечения безопасности ребенка.
ХОККЕЙ 🏒
Командная спортивная игра, которая проводится на ледяной площадке. Однако игра проводится сначала на снегу, где детям легче удержать равновесие. Перед выходом на лед желательно провести легкую разминку, включающую эти упражнения.
Играть в хоккей необходимо на небольшой площадке (15x7,5 м) на участке детского сада. Этот импровизированный каток обносится снежными валами метровой высоты. Детям даже предлагаются ворота с металлическим корпусом и сеткой, размером 1,8 м. Одежда детей при игре в хоккей должна быть легкой, свободной, не стесняющей движений.
Когда на прогулке планируется игра в хоккей, педагог тщательно продумывает план игры. Дети, надев коньки, выбегают на лед, проходят 2—3 круга на коньках, выполняют ряд упражнений в быстром темпе сначала без клюшки, а затем с клюшкой. После этого детям предлагается разучивание какого-нибудь приема, например, броски шайбы слева и т.п., затем проводится игра.
Играют двумя командами по 5—6 человек в каждой команде. Продолжительность игры 20 мин (два периода по 10 мин с перерывом 5—8 мин). В процессе игры возможна замена игроков по усмотрению судьи (педагога). Через каждые 5 мин заменяется вратарь другими членами команды (поочередно, по предложению судьи).
После пропущенной шайбы игру начинать с центра поля. За нарушение правил удалять игрока с поля на 1—2 мин. Заканчивается занятие небыстрым катанием с изменением темпа и направления (без клюшки).
При первом выходе на лед - главное дать ребенку почувствовать скольжение, т.к. на коньках катаются, а не ходят и не бегают на них. Для этого можно повозить ребенка на буксире, когда вы бежите по льду (или едите на коньках), держа за спиной веревку за которую держится ребенок. При этом ноги у ребенка на ширине плеч и слегка согнуты, спина прямая и чуть наклонена вперед.
Важно, чтобы ребенок сам держал равновесие, поэтому для буксира используется веревка или клюшка, а не ваши руки, на которых ребенок может просто повиснуть.
Все движения в хоккее осуществляются в положении стойки – туловище наклонено вперед, ноги слегка согнуты, клюшка находится на льду.
Клюшку игрок держит двумя руками: одной рукой сверху за конец рукоятки, другой – снизу на 30-40 см от конца рукоятки. Ведение шайбы: игрок толкает шайбу в одну сторону, потом останавливает ее клюшкой и толкает в другую сторону. Чтобы остановить шайбу клюшкой, нужно не очень сильно держать клюшку в руках, чтобы сделать удар более мягким.
На первых этапах клюшка нужна, чтобы занять руки и привыкнуть кататься с ней. Если ребенок уверенно стоит на коньках, можно начинать работать с клюшкой
Предварительная работа с детьми по следующим показателям:
укрепить все группы мышц ног, брюшного пресса и спины (работа на тренажерах (велосипед и скакалка) и специальные упражнения)
научить детей перемещаться на коньках, держать клюшку, вести, бросать и останавливать шайбу
учить бегать в разном темпе, быстро останавливаться, менять направление бега
обучать основным правилам поведения в игре: во время игры не толкаться, не поднимать клюшку выше плеча, не перебрасывать шайбу высоко по воздуху, игрокам не заходить в зону вратарской площадки
Этапы работы по формированию у дошкольников навыков игры в хоккей.
Формирование определенных умений обращаться с клюшкой и шайбой и производить с ними определенные движения.
Цель: вызвать интерес к игре.
беседы, экскурсии, знакомство с правилами игры
осваивание основных понятий хоккея: клюшка, крюк клюшки, шайба и т.п.
разнообразные действия с клюшкой
обучение катанию на коньках и владению клюшкой
Формирование технических приемов игры
Цель: обеспечить качество выполнения основных движений спортивной игры.
упражнения в правильной стойке хоккеиста (при ведении, броске)
упражнения в работе с клюшкой (ведение шайбы клюшкой на снегу, льду
(без коньков) в заданном направлении, прокатывание шайбы друг другу в парах, удары по шайбе и попадание в ворота, задерживать клюшкой шайбу, обводить шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними, забивать шайбу в ворота, перекладывания шайбы слева направо, вперед - назад и по диагонали с различной шириной размаха)
упражнения в движении по прямой
упражнения в приемах торможения
упражнения в приемах виража (резкий поворот, выполняется на большой скорости)
упражнения в перебежке спиной вперед
упражнения в ведении шайбы с клюшкой (ведение шайбы возможно двумя путями: плавное ведение, когда крючок клюшки непрерывно соприкасается с шайбой, и прием «рубки шайбы», когда шайба ведется легкими ударами крючка справа и слева)
Организация игр с элементами хоккея
Цель: содействовать дальнейшему развитию спортивных игр
подвижные игры с элементами хоккея
хоккей по упрощенным правилам
Упражнения для совершенствования владения клюшкой:
1. Обводка тени (на месте) - похоже на бой с тенью в боксе. Т.е. быстрое выполнение определенной серии приемов ведения шайбы (из стороны в сторону, с разной амплитудой, диагональное, вперед - назад, ведение с боку).
2. Обводка тени в движении: То же, что и на месте, только хоккеист двигается на ограниченном пространстве.
3. Контрольная дистанция: Обводка препятствий, которая может закончиться броском или пассом.
4. Ведение шайбы "вслепую" - т.е. по возможности
5. Поворот: со стойки ноги вместе игрок медленно поворачивается на месте, все время стараясь держать шайбу на клюшке. Следует делать по 2-3 поворота в каждую сторону
6. Работа в паре: один пытается обыграть другого на ограниченном пространстве
1.Подвижная игра с элементами приемов катания на коньках. «Ловишки»
Описание игры: Игра организуется на ограниченной площади катка. Игроки убегают от ловишки, который по условиям игры не может поймать того, кто в скольжении присядет.
2. Подвижная игра с ведением шайбы. «Гонка».
Описание игры. За линией старта находятся 2-4 команды. Впереди на расстоянии 10-15 метров на снежной (ледовой) площадке ставятся разноцветные флажки по количеству участников команд. Первые стоящие в командах держат клюшки, у ног – шайбы. По сигналу каждый ведет шайбу до флажка, огибая его и возвращается на свое место, передав следующему игроку позицию. Выигрывает команда, которая первой выполнила задание.
3. Подвижная игра с элементом подачи шайбы. «Передай шайбу»
Описание игры: Расположившись парами друг против друга на расстоянии 2-3 метра, дети предают плавными движениями шайбу таким образом, чтобы она скользила по снегу (льду) и точно попадала на клюшку партнеру.
4. Подвижная игра с элементами заброса шайбы. «Попади в кеглю»
Описание игры: На линии ворот ставятся несколько кегель. На расстоянии 4-5 метров находятся команды. По сигналу в определенном порядке каждый игрок старается попасть в кеглю. Выигрывает так команда, которая выбила больше кегель.
МАЛЫЙ ТЕННИС
Обучать игре в малый теннис начинают с 5—6 лет. Она ведется ударами ракетки по небольшому резиновому мячу массой 56,7—58,5 г, диаметром 6,35 — 6,67 см. Площадка для игры имеет длину 23,77 м и ширину 10,97 м, для одиночной игры размер площадки 8,23 м при длине 23,77 м. Грунт для площадки выбирают глино-песчаный или асфальтовое, деревянное, травяное покрытия.
Сущность игры заключается в том, что игроки, занимая противоположные стороны площадки, перебрасывают мяч через сетку, стараясь направить его так, чтобы противник не смог отразить мяч. В процессе игры каждый участник выполняет пять подач, играют до 15 очков. Продолжительность игры 20 минут.
Этапы работы по формированию у дошкольников навыков игры в теннис.
Формирование определенных умений обращаться с ракеткой и мячиком и производить с ней движения.
Цель: вызвать интерес к игре.
беседы, знакомство с правилами игры
упражнения в правильном держании ракетки — хватка
разнообразные действия с ракеткой и мячом:
поворот кистей рук влево и вправо
поворот кистей вверх и вниз
жонглирование ракеткой и мячом (подбрасывать вверх, о пол, о стенку)
ходьба, бег с ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его.
Формирование технических приемов игры
Цель: обеспечить качество выполнения основных движений спортивной игры.
упражнения в постановке правильной позы, хватки и ударе
упражнения с мячом (бросание мяча в стену и ловля его одной и двумя руками, подбрасывание и ловля, перебрасывание через сетку)
упражнения с ракеткой (разные способы действий)
упражнения с мячом и ракеткой вместе (подкидывание и отбивание мяча ракеткой, направление его через сетку партнеру и др.)
Организация игр с элементами тенниса
Цель: содействовать дальнейшему развитию спортивных игр
простые подвижные игры с элементами тенниса
более сложные подвижные игры, более близкие к теннису
теннис по упрощенным правилам
Упражнения с ударом по мячу ракеткой:
1.Левой рукой несильно бросить мяч на пол, после первого отскока поймать его на ракетку и не давать скатиться. Варианты:
поймать после двух отскоков или нескольких
поймать сначала на одну сторону ракетки, затем на другую
принимать как можно ниже от пола
2.Бросить мяч на пол и подбить его, несильно ударить снизу ракеткой, чтобы мяч снова отскочил от пола. Варианты:
выполнить упражнение и дважды ударять ракеткой, но с продвижением вперед
3. Бросить мяч на пол и подбить его несильным ударом ракетки вверх, ударять в высшей точке взлета.
4. Бросить мяч на пол и, не давая ему коснуться пола, отрывистым, но несильным движением ракетки ударять вверх по нему снизу и так подбивать по несколько раз. Варианты: то же с продвижением вперед, то же в стороны, то же и ударять по мячу другой стороной ракетки, «чеканить», выполнять левой рукой
Упражнения у стены, ударяя по мячу ракеткой:
1.Рукой мяч бросить о стенку и поймать, ударить ракеткой по мячу и после отскока от стены снова отправить мяч в стену. Вариант:
один из теннисистов ударяет мяч о стену и быстро уходит в сторону
2.Бросить мяч о стену рукой и после отскока от пола послать мяч ракеткой в стену.
3. Бросать мяч об пол так, чтобы он ударился о стену, затем ударом ракетки направить его в пол, стену, на ракетку.
4. Между двумя играющими расстояние 5—6 м. Ребенок ударом ракетки направляет его в пол, а затем партнеру.
5. Один из играющих стоит сзади другого, лицом к стене. Направляет мяч в стену так, чтобы он не касался пола; партнер отбивает мяч.
раскрыть » / « свернуть